Козловой кран в более облегченной форме представляет собой мостовой кран, поддерживаемый стойками и рассчитанный для движения по наземному железнодорожному пути. По своему внешнему виду он идентичен порталу с четырьмя портами (монтажный козловой), ввиду чего он и получил такое наименование.
Козловой кран в первую очередь нашел свое широкое применение для обслуживания складов, кусковых, длинных и прочих грузов, полигонов для изготовления железобетона, кирпичной продукции, открытых платформ производственных объектов, грузовых дворов, работ по погрузке и разгрузке на контейнерных участках железнодорожных станций, при средней температуре работы от минус сорока до плюс сорока градусов.
На железнодорожном транспорте данные изделия обширно используются для перевалки контейнеров, металла, древесины и строительных материалов, в том числе и разнообразных прочих навалочных грузов.
В козловых кранах, в том числе и в их мостовых аналогах реализованы три самостоятельные операции, к которым относятся следующие:
Козловые краны и мостовые аналоги подразделяются на одинарные и двухбалочные мосты по своей структуре, а также по методу поддержки грузоподъемных кранов на две категории: опорные и подвесные. По условиям размещения моста на опорных стойках, данные изделия могут подразделяться на бес-, одно- и двухконсольные. Наиболее распространенными считаются козловые краны с двойной консолью.
Опорные стойки мостов производятся в форме жестких балок, которые занимают продольные и боковые силы. При этом, опоры называются жесткими. Если опорные столбы необходимы для оценки сил лишь в одном направлении — они называются гибкими. Могут быть подключены к мосту посредством специальных шарниров. Поддержки могут быть двухпозиционными и одностолбцовыми.
Козловые краны Пермским Заводом Промоборудования, кроме того, отличаются типом опор, а также приводом на грузовые тачки (самоходные или кабельные).